Исламский сад
Исламский сад, он же Мавританский, он же Персидский, он же Арабский один из немногих типов садов, которые выстраиваются относительно духовного видения. Исламские сады основаны на универсальных законах Природы и космоса, проектирование которого основано на симметрии, балансе, гармонии и пропорции, а также порядке и геометрии.
Представление о том, что рай – это сад, идет из глубокой древности. Оно появилось за столетия до ислама, христианства и даже иудаизма и, как считается, возникло в шумерский период (4000 г. До н.э.) в Месопотамии. Упоминание о райском саде богов содержится в первых письменных памятниках, известных человеку. Позднее (2700 г. До н.э.) вавилоняне описали свой Божественный Рай в эпосе о Гильгамеше «В этом бессмертном саду стоит Дерево.. Оно расположено рядом со священным источником». Здесь уже есть два непременных элемента райских садов ислама: вода и тень. Из этого следует что в исламском саду должна присутствовать проточная вода и произрастать дерево. Еще одним неизменным фактором, характеризующим райский сад – это замкнутость пространства. Интересно что английское слово paradise («рай») само произошло от древнеперсидского пайридеза, где пайри означает «вокруг», а деза – «стена».
Природе рая соответствует быть спрятанным и тайным, поскольку это отвечает внутреннему миру, самой сокровенной душе – ал-джанна, означающей «успокоение» и одновременно «сад», напоминающий средневековый монастырский сад. Исламские райские сады не только блаженные и вечные, они являются также укрытием и храмом, предоставляют защищенное и безопасное убежище, уединение подальше от беспокойного мира. Природа и красота – внешние символы внутреннего величия. Исламский сад можно рассматривать как вид священного искусства под открытым небом, содержание, форма и символический язык которого сочетается так, чтобы напоминать посетителю о вечных невидимых реальностях, которые лежат за внешними явлениями.
Классический Чахар-баг (от персидского чахар – четыре, баг – сад) представляет собой «четверной» сад, сооруженный вокруг центрального бассейна или фонтана с четырьмя ручейками, вытекающими из него символически по сторонам света (в Коране говорится о четырех реках – из воды, молока, меда и вина, а в Книге Бытия написано: «Из Эдема выходила река для орошения рая, и потом разделялась на четыре реки»). Четыре направления текущей воды в саду, расценивается как священное число «четыре» — универсальный символ, основанный на понимании естественного мира — четыре стихии и четыре времени года. В одних случаях воду направляют от центрального фонтана «наружу», в других – «внутрь» от фонтанов, размещенных на «четырех углах» по направлению к центру. Часто вода как квинтэссенция исламского сада заменяет садовые дорожки. В цветниках правильной формы высажены деревья и кустарники, цветы и пряные травы, все это часто обрамлено невысокими стрижеными изгородями.
Планировка сада имеет немало интерпретаций: например, он может быть прямоугольным и не квадратным, и может быть представлен в виде системы изгородей, сопровождающих ирригационные каналы; его символика не является специфически исламской, но имеет универсальную природу. Единство в саду проявляется через порядок и гармонию между геометрическим главным планом, посадками растений, водой и окружающей архитектурой. Чахар-баг может быть выстроен на территориях разных размеров, от миниатюрной в маленьком дворике до просторных, но изолированных пространств. Он может располагаться как внутри построек во внутреннем дворике, так и примыкать к дому. Размер сада также может быть любым, от миниатюрного садика, до просторного. Деление на утилитарную и декоративную части не используется. Попасть в сад с улицы сразу нельзя, нужно пройти в ожидании увиденного. Внутри сада растительность посажена в утопленных грядах и цветниках, это является особенностью Чахар-бага, обусловленное жарким климатом и нехваткой воды. Мостики, если таковые имеются не должны быть горбатых форм, а иметь плоскую лаконичную форму в виде плит. Фонтаны и бассейны – неотъемлемая часть Чахар-бага, имеют различные очертания, но это всегда ровные геометрические формы с эффектом легкого бурления и переливания через край.
Итак, разобравшись с планировкой и духовностью исламского сада рассмотрим, что наполняет наш сад – растения и материалы. У всех нас исходные позиции по отношению к нашим садам различные, они зависят от их размера, местоположения, размещения относительно сторон света, климата, почвы и т.д., поэтому рекомендации по использованию растений более адаптированных местному климату. Но неотъемлемой наполняющей сада являются пышные цветущие растения – жасмины, фруктовые деревья – вишни, сдивы, абрикосы, розы, в том числе кустовые, тюльпаны, ирисы, ароматические травы и вьющиеся растения. И конечно же вечнозеленые растения — сосны, кипарисовики. Обрамлением сада будут вечнозеленые высокие стриженные изгороди из туи или можжевельников.
Материалы, используемые для построения такого сада как правило камень и металл. Для мощения использовался кирпич, керамическая плитка Зеллидж (Марокко), камень и брусчатка. Из кирпича или плитки выкладываются орнаменты и рисунки в виде четырехкратных, шестикратных и т.д. кристаллических форм (снежинок). Необходимо присутствие каллиграфии и ее стилизации в стенах или на полу для придания колорита.
Стены обычно не яркие, белые или природного цвета, для акцентирования внимания на орнаментах на полах и на пышной растительности в цветниках. В окна вставлены Машрабии (деревянные решетки с геометрическим узором) либо орнаментальные решетки из камня.
Павильоны или беседки еще одна важная составляющая Чахар-бага. Купола и подковообразные арки – то новое что принесено арабами в архитектуру. Своды инкрустированы круглыми, многоугольными колоннами – сталактитами, расписаны изразцами. Если это внутренний двор, то часто роль павильона играет галерея вдоль стен. Заменой каменному павильону может быть беседка или бельведер из дерева, увитая виноградом, розами. В конструкции может быть использована Машрабия для придания большего колорита.
Освещение в таком саду в вечернее время особенно важно. Свет желтый (теплый), предпочтение мерцающим аналогично пламени лампам. По саду расставляются Чираги – крошечные светильники, установленные на земле, Марокканские металлические масляные лампы, украшенные узорами, факелы, на деревьях подвешиваются горшки со свечами. Терракотовые горшки, урны, кадки, контейнеры – излюбленный элемент исламского сада.
Подводя итог, решающее значение в построении такого сада имеет применение четверного плана и воды. Этот сад по определению должен иметь регулярную планировку, поэтому если такой сад планируется выстроить в сельской местности, то он должен быть отделен от окружающей местности изгородями или стенами, создающими для него «пространство». Акцент исламского сада на покое и созерцании столь актуален в наше время. В пустынных районах от негостеприимного окружения закрывались с помощью высоких стен и вечнозеленых деревьев, обычно хвойных. В современном городе или в шумном пригороде этот принцип также актуален и является защитой от шума и загрязнений.
Эти сады не только красивы внешне, не только представляют собой спокойное место, но также являются, часто неосознанно, воссозданием Небесного сада, который отражается внутри каждого из нас: «Ищите сад в себе самих, в своей нерушимой Божественной субстанции, которая даст вам новый и неувядаемый сад».
В статье использовались факты из книги Эммы Кларк «Искусство исламского сада».
Ландшафтная студия Gardery