Регулярный сад
Исходя из сложившихся исторически формальных соображений в ландшафтной архитектуре считается, что существует два основных стилистических направления Регулярное (формальное) и Пейзажное (природное), а все остальные стили и течения в той или иной степени являются их вариантами и комбинациями.
Регулярные сады начали формироваться на заре человеческой истории. Появление этого стиля связывают со стремлением людей упорядочить и подчинить себе окружающую природу, подчеркнуть свое превосходство над ней. Самые первые из известных нам по дошедшим изображениям и описаниям сады Египта, Вавилона и Ассирии имели формальную планировку. Правители древних цивилизаций Передней Азии и Междуречья уже несколько тысяч лет назад разбивали вокруг своих дворцов роскошные по тем временам сады правильной формы с прямоугольными бассейнами, ровными аллеями и симметрично расположенными группами деревьев. Позже регулярный стиль продолжает свое развитие в садах античности, занимавших внутренние дворики домов, в греческих перистилях с цветниками, фонтанами или маленькими бассейнами. Регулярный характер имели изысканные римские сады – виридарии, а также, в значительной степени, фруктовые и храмовые сады.
С возникновением и развитием ислама в мире широко распространились традиционные, геометрически выверенные квадратные и прямоугольные сады – чарбаги, олицетворяющие правильный характер мироустройства и райские сады. Большие квадраты регулярных садов делятся на меньшие с помощью системы перекрещивающихся дорожек, каналов с водой или цветочных посадок.
В средние века в Европе регулярный стиль главенствует в садах. Сады-клуатры, сады при замках, монастырские аптекарские огороды, закрытые сады ренессанса и маньеризма, террасные сады итальянского барокко и просторные, помпезные парки французского абсолютизма. Регулярный сад или парк объединялся с дворцом в единый сложный комплекс, подчиненный идеям возвышения человека над природой и демонстрирующий образец совершенного пространства, созданного художником.
Регулярный (формальный) стиль предполагает наличие четких геометрических форм, симметрии. Вилла, находящаяся чаще всего в основании оси симметрии всего комплекса и расположенная в самой высокой точке, является зримым символом превосходства его владельца над остальными. Широкие прямые аллеи уходят в перспективу. Замкнутые зеленые кабинеты и залы устроенные из стриженных в стены лип, туй или елей, служат продолжением комнат под открытым небом.
В парадной зоне расположены цветники в стриженных баскетах правильной геометрической формы. Используются стриженные формы растений – «топиары», скульптурные композиции, вазоны и кадки с южными растениями или штамбовыми розами. Важную роль в регулярных садах играет вода. Вода отражает разные человеческие эмоции – от спокойствия и безмятежности в водных партерах и бассейнах со стоячей водой до ошеломления и восторга бурлящей воды в грандиозных фонтанах, каскадах и водопадах.
Регулярные сады, как правило разбиваются на открытых пространствах с ровным рельефом, с бесконечной перспективой и замечательным панорамным видом.
Регулярный стиль официальный и торжественный, скорее подходит для солидной загородной резиденции. Регулярные сады, как правило, требуют особенно значительных материальных затрат при их строительстве, а также больше времени на обслуживание. Но в саду современного человека может и должен быть достигнут разумный компромисс между красотой, удобством и простотой. Элементы формального стиля вполне уместны практически на любом участке в оформлении парадной зоны. Либо оформление на обычном участке декоративного огорода в регулярном стиле. Это может быть как реплика какого-нибудь средневекового аптекарского садика, так и собственный проект. Такой огород с арочным входом и правильной планировкой, в котором растут не только овощи, но и ароматные травы и цветы.
И вероятнее всего это будет эклектический сад, сочетающий в себе характерные особенности разных садовых стилей и направлений. Тем не менее сад должен нести в себе определенную идею, сохранять черты индивидуальности и хранить отпечаток личности своего владельца. И в то же время быть органично вписанным в окружающее природное пространство.
Ландшафтная студия Gardery